Новинки книг

 

 

Выставка-знакомство "Вятский Робинзон"

В Юрьянской центральной районной библиотеке им. С.И. Сычугова оформлена выставка-знакомство «Вятский Робинзон». Выставка посвящена жизни и творчеству нашего земляка, писателя-натуралиста П.П. Маракулина (1937-2017), которому в этом году исполнилось бы 85 лет.

Па­вел Пав­ло­вич Ма­ра­ку­лин ро­дил­ся 20 мая 1937 го­да в Горь­ком (Ниж­ний Но­во­го­род) в се­мье ра­бо­че­го ав­то­за­во­да. О сво­их ро­ди­те­лях в рас­ска­зе «По­э­зия рос­сий­ских во­до­ё­мов» он на­пи­сал так:

«Ро­ди­те­ли мои — мать, Алек­сандра Ил­ла­ри­о­нов­на, и отец, Па­вел Дмит­ри­е­вич, вы­ход­цы из двух со­сед­них де­ре­вень, при­мы­ка­ю­щих к ста­рин­но­му жи­во­пис­но­му се­лу Вер­хо­дво­рье на се­ве­ре Вят­ско­го края. Се­ло сто­ит в ки­ло­мет­ре от ре­ки Ве­ли­кой, на вы­со­ком ува­ле. Бе­ло­ка­мен­ная цер­ковь вид­на из­да­ле­ка про­ез­жа­ю­щим ми­мо: же­лез­ная до­ро­га на Вол­гу, Кот­лас и Вор­ку­ту про­хо­дит вни­зу ува­ла, у под­но­жья се­ла, ос­но­ван­но­го нов­го­род­ски­ми пе­ре­се­лен­ца­ми. На­се­ле­ние это­го ре­ги­о­на от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ной лю­бо­вью к охо­те и рыб­ной лов­ле: та­ким об­ра­зом, страсть свою я по­лу­чил по на­след­ству».

Дет­ство бу­ду­ще­го пи­са­те­ля про­шло в де­ревне Пет­ре­ни Юрьян­ско­го рай­о­на Ки­ров­ской об­ла­сти, а во вре­мя вой­ны он жил у ба­буш­ки в се­ле Вер­хо­дво­рье, ря­дыш­ком с той са­мой де­рев­ней. Бу­дучи уже из­вест­ным по­этом, Па­вел Пав­ло­вич на­пи­шет: «<...> в моё ду­хов­ное вос­пи­та­ние мно­го сил вло­жи­ла ма­ма мо­ей ма­мы — ба­буш­ка Ев­се­ев­на. Её из­ры­тое ос­пой ли­цо слов­но из­лу­ча­ло свет. Она пом­ни­ла по­ра­зи­тель­ное ко­ли­че­ство сти­хов на ста­ро­сла­вян­ском язы­ке. Лю­би­ла шу­тить. Зна­ла мно­же­ство по­сло­виц, по­го­во­рок, ча­сту­шек. Всем нам она по­да­ри­ла в на­след­ство свой рост, улыб­ку, от­кры­тость ду­ши».

Ми­лые серд­цу ме­ста — и де­рев­ня, и се­ло — оста­ви­ли след не толь­ко в ду­ше, но и в его про­зе и сти­хах.

В че­тыр­на­дцать лет, по­сле окон­ча­ния шко­лы, бу­ду­щий по­эт по­шёл ра­бо­тать в лес­пром­хоз раз­но­ра­бо­чим, но учё­бу не бро­сил: в даль­ней­шем учил­ся в Ки­ров­ском ре­мес­лен­ное учи­ли­ще.

За­тем бы­ла ра­бо­та на за­во­де и учё­ба в шко­ле ра­бо­чей мо­ло­дё­жи. От­слу­жив в ар­мии, вер­нул­ся на за­вод. Увле­че­ние по­э­зи­ей и по­ис­ки сво­е­го жиз­нен­но­го пу­ти при­ве­ли Пав­ла Ма­ра­ку­ли­на в ли­те­ра­тур­ный клуб «Мо­ло­дость». Его сти­хи ста­ли по­яв­лять­ся в га­зе­те «Ком­со­моль­ское пле­мя». По­ра­бо­тав на теле­ви­де­нии и в га­зе­те, он  по­сту­па­ет в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут им. Горь­ко­го. За­ни­ма­ет­ся на кур­се у по­эта Ильи Льво­ви­ча Сель­вин­ско­го.

В сбор­ни­ке «Дом на ре­ке дет­ства» есть вос­по­ми­на­ние Ма­ра­ку­ли­на о том, как он учил­ся в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те, как ис­кал свой путь в по­э­зии:

«<...> он <Сель­вин­ский> по­сто­ян­но недо­уме­вал, что я — сель­ский па­рень из глу­хо­го мед­ве­жье­го уг­ла <...> не под­ра­жаю Есе­ни­ну. В то же са­мое вре­мя он сво­им опыт­ным взгля­дом Учи­те­ля По­э­зии не ви­дел в мо­их сти­хах и дру­гой за­ко­но­мер­ной край­но­сти — я со­вер­шен­но не тя­го­тел к «аван­гар­ду» тех лет, оли­це­тво­ре­ни­ем ко­то­ро­го был Ан­дрей Воз­не­сен­ский. Влю­бив­шись в 14 лет от ро­ду в пле­ни­тель­ную про­зу аляс­кин­ско­го зо­ло­то­ис­ка­те­ля и ка­ю­ра Дже­ка Лон­до­на, я по это­му пу­ти и шёл, то есть со­чи­нял в го­ло­ве рас­сказ вро­де «Бе­ло­го клы­ка», а по­том его за­риф­мо­вы­вал. И лишь на вто­ром кур­се, как луч в тём­ном ле­су, от­крыл­ся мне свет боль­шо­го рус­ско­го по­эта Ни­ко­лая За­бо­лоц­ко­го, да и то, ви­ди­мо, по­то­му, что по­след­ний вы­шел из ран­них фу­ту­ри­сти­че­ских опы­тов Ве­ле­ми­ра Хлеб­ни­ко­ва — но­ва­то­ра и твор­ца ми­ло­стью Бо­жьей».

По­сле несколь­ких пуб­ли­ка­ций в сбор­ни­ках и жур­на­лах, в 1966 го­ду вы­шла пер­вая кни­га сти­хов Пав­ла Ма­ра­ку­ли­на «Сне­ги­ри». Всту­пи­тель­ное сло­во к кни­ге на­пи­сал Илья Сель­вин­ский.

Но­вую стра­ни­цу в его твор­че­стве - ли­ри­че­скую про­зу о ми­ре при­ро­ды и че­ло­ве­ка - от­крыл сбор­ник «Ти­хая ро­ди­на», ко­то­рый вы­шел в Горь­ком в 1976 го­ду. С это­го вре­ме­ни ко­рот­кие ли­ри­че­ские рас­ска­зы и ми­ни­а­тю­ры ста­ли вхо­дить в его сбор­ни­ки и пуб­ли­ко­вать­ся в сто­лич­ных жур­на­лах «Очаг», «Охо­та», «Ры­бо­лов». В 1970-е и 1980-е го­ды его кни­ги из­да­ют­ся в Горь­ком. В Москве в из­да­тель­стве «Совре­мен­ник» в 1972 го­ду вы­хо­дит кни­га «Дом под звёз­да­ми», за­тем в этом из­да­тель­стве вы­хо­дят ещё три сбор­ни­ка: «Лес­ная ро­ди­на» (1979), «Ва­силь­ки во ржи» (1983), «По­след­няя охо­та» (1986).

«Наи­боль­шую по­пуляр­ность ро­ман­ти­ку в кир­зо­вых са­по­гах при­нес­ла гриб­ная кни­га «У мед­ве­дя во бо­ру» (1992), вы­пу­щен­ная луч­шим ре­гио­наль­ным из­да­тель­ством — Перм­ским, ти­ра­жом 120 ты­сяч эк­зем­пля­ров», - чи­та­ем во всту­пи­тель­ной ста­тье к сбор­ни­ку «За ок­на­ми Дым­ко­во».

Сра­зу об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние кни­га с сим­во­лич­ным на­зва­ни­ем «За­пис­ки вят­ско­го ро­бин­зо­на»  (Ки­ров, 1997). На ти­туль­ном ли­сте из­да­ния в ка­че­стве под­за­го­лов­ка по­эт да­ёт пе­ре­чень сво­их «про­фес­сий», за­клю­чён­ных в сло­ве «ро­бин­зон»:

«сам хо­зя­ин, сам ба­трак,

пти­це­вод, гриб­ник, ры­бак,

бан­щик, плот­ник, ого­род­ник

и за тра­ва­ми охот­ник,

про­слав­ля­ю­щий лю­дей,

ко­шек, коз и ло­ша­дей».

Так по­лу­чи­лось, что Ма­ра­ку­лин не пи­сал спе­ци­аль­но для де­тей, но де­ти охот­но чи­та­ли и чи­та­ют его кни­ги, не слу­чай­но его рас­ска­зы с успе­хом пуб­ли­ко­ва­лись в дет­ском жур­на­ле «Му­ра­вей­ник». В биб­лио­те­ках го­ро­да Ки­ро­ва и об­ла­сти все­гда ин­те­рес­но про­хо­ди­ли встре­чи с пи­са­те­лем Пав­лом Ма­ра­ку­ли­ным. И здесь бу­дет умест­но вспом­нить сбор­ник «Дом на ре­ке дет­ства : ли­ри­че­ская про­за и кни­га сти­хов» (Ки­ров, 2001). Во всту­пи­тель­ной ста­тье к кни­ге чи­та­ем:

«Пред­ла­га­е­мая бла­го­тво­ри­тель­ная кни­га со­зда­на по за­яв­ке дет­ских биб­лио­тек, её про­ни­зы­ва­ет мысль люб­ви ко все­му жи­во­му, она со­звуч­на иде­ям дви­же­ния «Грин­пис».

А вот что пи­шет сам пи­са­тель:

«Эта кни­га на­пи­са­на для тех, кто устал от лю­дей. По­то­му что мож­но уй­ти от се­бе по­доб­ных, как в боль­ни­цу или са­на­то­рий, в кни­гу о ле­се и его оби­та­те­лях». Нет, ав­тор не пред­ла­га­ет оби­жен­ным на лю­дей чи­та­те­лям спря­тать­ся в ле­су, он пред­ла­га­ет на­блю­дать, дру­жить, по­мо­гать и изу­чать: «Че­ло­ве­че­ство за тьму ве­ков хо­ро­шо изу­чи­ло глав­ный объ­ект ис­кус­ства — се­бя, то есть че­ло­ве­ка! Но ес­ли все на­ши по­ступ­ки пред­ска­зу­е­мы, то по­ступ­ки жи­вот­ных, их ум — оста­ют­ся за­гад­кой для нас, не ме­нее ин­те­рес­ной, чем де­тек­тив!»

Бес­спор­но, кни­га «Дом на ре­ке дет­ства» по­дой­дёт для се­мей­но­го чте­ния. «Они не врут, не ку­рят и не пьют» - го­во­рит о жи­вот­ных пи­са­тель, при­зы­вая ро­ди­те­лей «вос­пи­ты­вать де­тей при по­мо­щи жи­вот­ных.» 

Ра­бо­тал Па­вел Пав­ло­вич обыч­но не за пись­мен­ным сто­лом, а пря­мо в ле­су, си­дя на пень­ке, по­то­му все­гда хо­дил с за­пис­ной книж­кой в кар­мане и, как фо­то­граф или ху­дож­ник, с на­ту­ры за­пи­сы­вал всё, что его мог­ло за­ин­те­ре­со­вать. По­то­му всё им на­пи­сан­ное так близ­ко к дей­стви­тель­но­сти и вос­при­ни­ма­ет­ся как кар­ти­на или кадр из филь­ма. С под­ку­па­ю­щей про­сто­той и яс­но­стью ри­су­ет он сво­их ге­ро­ев, будь то зверь, до­маш­нее жи­вот­ное или че­ло­век. В рас­ска­зе «Ли­си­ца» чи­та­ем:

«Зверь, как и че­ло­век, бы­ва­ет раз­ным: сме­лым, роб­ким, бди­тель­ным, рас­се­ян­ным, ве­сё­лым, пе­чаль­ным, агрес­сив­ным, без­за­щит­ным».

Вот эти строч­ки о без­за­щит­ных:

Жа­лею го­лод­ных со­бак,

ко­гда на­сту­па­ют мо­ро­зы:

их ла­пы, как неж­ные ро­зы,

от­та­ять не мо­гут ни­как.

Ка­за­лось бы, все его кни­ги о том, как на­до дру­жить с при­ро­дой, лю­бить её, быть с ней од­ним це­лым, од­на­ко, в его про­из­ве­де­ни­ях вы не най­дё­те пря­мой аги­та­ции, лю­бить зве­рей, до­маш­них жи­вот­ных, бе­речь лес. Каж­дый его рас­сказ — уди­ви­тель­ная ис­то­рия, за­быть ко­то­рую невоз­мож­но. Вот, на­при­мер, ми­ни­а­тю­ра «Лось в ре­ке».

«<...> Сна­ча­ла на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу раз­дал­ся шум, на ко­то­рый мы тот­час об­ра­ти­ли вни­ма­ние, а за­тем уви­де­ли: в ре­ку бро­сил­ся лось. Он плыл в на­шу сто­ро­ну: ка­мен­ные, ши­ро­кие па­ру­са ро­гов де­ла­ли его по­хо­жим на ко­рабль. Гроз­ная гор­бо­но­сая го­ло­ва с рас­тру­ба­ми мощ­но вы­леп­лен­ных нозд­рей бы­ла вы­тя­ну­та впе­рёд. Пло­вец оглу­ши­тель­но фыр­кал. У бе­ре­га, где дно кру­то под­ни­ма­ет­ся, лось за­сколь­зил и да­же съе­хал на­зад. Но спра­вил­ся и вы­ско­чил! И тут ры­бак, ло­вив­ший непо­да­лё­ку, за­кри­чал, ука­зы­вая на то ме­сто, от­ку­да при­плыл к нам лось: на пес­ча­ной ко­се, в лу­чах за­кат­но­го солн­ца сто­я­ли… три вол­ка. Уви­дев лю­дей, зве­ри от­пря­ну­ли и скры­лись в лу­го­вой тра­ве. Лег­ко бы­ло до­га­дать­ся, что лось вы­брал наш бе­рег не слу­чай­но, а со­зна­тель­но. Он с са­мо­го на­ча­ла от­вёл нам роль сво­их спа­си­те­лей. Ры­бо­лов при­е­хал ко мне на ост­ров, мы за­ку­ри­ли, об­ме­ня­лись впе­чат­ле­ни­я­ми. И толь­ко то­гда до на­ших ушей до­нёс­ся вой: вол­ки про­иг­ра­ли охо­ту и те­перь жа­ло­ва­лись».

В его стихах и рассказах о природе «оживают» птицы, животные и природа, в них целый мир человеческих переживаний и чувств.

 Основные жанры, характерные для его творчества, – стихи, короткие рассказы и лирические миниатюры в прозе. Многие из них посвящены вятской природе, любимым хобби писателя – охоте и рыбалке.

До­ба­вим, что Па­вел Пав­ло­вич Ма­ра­ку­лин неод­но­крат­но был по­бе­ди­те­лем жур­на­лист­ских и ли­те­ра­тур­ных кон­кур­сов. В 2001 го­ду за кни­гу «Дом на ре­ке дет­ства» ему бы­ла при­суж­де­на Все­рос­сий­ская пре­мия име­ни Ни­ко­лая За­бо­лоц­ко­го.

Посетители также смогут оценить богатство природы Вятского края через призму литературных произведений Маракулина.

 

Кол-во просмотров: 254