Выставка-знакомство "Вятский Робинзон"
В Юрьянской центральной районной библиотеке им. С.И. Сычугова оформлена выставка-знакомство «Вятский Робинзон». Выставка посвящена жизни и творчеству нашего земляка, писателя-натуралиста П.П. Маракулина (1937-2017), которому в этом году исполнилось бы 85 лет.
Павел Павлович Маракулин родился 20 мая 1937 года в Горьком (Нижний Новогород) в семье рабочего автозавода. О своих родителях в рассказе «Поэзия российских водоёмов» он написал так:
«Родители мои — мать, Александра Илларионовна, и отец, Павел Дмитриевич, выходцы из двух соседних деревень, примыкающих к старинному живописному селу Верходворье на севере Вятского края. Село стоит в километре от реки Великой, на высоком увале. Белокаменная церковь видна издалека проезжающим мимо: железная дорога на Волгу, Котлас и Воркуту проходит внизу увала, у подножья села, основанного новгородскими переселенцами. Население этого региона отличается особенной любовью к охоте и рыбной ловле: таким образом, страсть свою я получил по наследству».
Детство будущего писателя прошло в деревне Петрени Юрьянского района Кировской области, а во время войны он жил у бабушки в селе Верходворье, рядышком с той самой деревней. Будучи уже известным поэтом, Павел Павлович напишет: «<...> в моё духовное воспитание много сил вложила мама моей мамы — бабушка Евсеевна. Её изрытое оспой лицо словно излучало свет. Она помнила поразительное количество стихов на старославянском языке. Любила шутить. Знала множество пословиц, поговорок, частушек. Всем нам она подарила в наследство свой рост, улыбку, открытость души».
Милые сердцу места — и деревня, и село — оставили след не только в душе, но и в его прозе и стихах.
В четырнадцать лет, после окончания школы, будущий поэт пошёл работать в леспромхоз разнорабочим, но учёбу не бросил: в дальнейшем учился в Кировском ремесленное училище.
Затем была работа на заводе и учёба в школе рабочей молодёжи. Отслужив в армии, вернулся на завод. Увлечение поэзией и поиски своего жизненного пути привели Павла Маракулина в литературный клуб «Молодость». Его стихи стали появляться в газете «Комсомольское племя». Поработав на телевидении и в газете, он поступает в Литературный институт им. Горького. Занимается на курсе у поэта Ильи Львовича Сельвинского.
В сборнике «Дом на реке детства» есть воспоминание Маракулина о том, как он учился в Литературном институте, как искал свой путь в поэзии:
«<...> он <Сельвинский> постоянно недоумевал, что я — сельский парень из глухого медвежьего угла <...> не подражаю Есенину. В то же самое время он своим опытным взглядом Учителя Поэзии не видел в моих стихах и другой закономерной крайности — я совершенно не тяготел к «авангарду» тех лет, олицетворением которого был Андрей Вознесенский. Влюбившись в 14 лет от роду в пленительную прозу аляскинского золотоискателя и каюра Джека Лондона, я по этому пути и шёл, то есть сочинял в голове рассказ вроде «Белого клыка», а потом его зарифмовывал. И лишь на втором курсе, как луч в тёмном лесу, открылся мне свет большого русского поэта Николая Заболоцкого, да и то, видимо, потому, что последний вышел из ранних футуристических опытов Велемира Хлебникова — новатора и творца милостью Божьей».
После нескольких публикаций в сборниках и журналах, в 1966 году вышла первая книга стихов Павла Маракулина «Снегири». Вступительное слово к книге написал Илья Сельвинский.
Новую страницу в его творчестве - лирическую прозу о мире природы и человека - открыл сборник «Тихая родина», который вышел в Горьком в 1976 году. С этого времени короткие лирические рассказы и миниатюры стали входить в его сборники и публиковаться в столичных журналах «Очаг», «Охота», «Рыболов». В 1970-е и 1980-е годы его книги издаются в Горьком. В Москве в издательстве «Современник» в 1972 году выходит книга «Дом под звёздами», затем в этом издательстве выходят ещё три сборника: «Лесная родина» (1979), «Васильки во ржи» (1983), «Последняя охота» (1986).
«Наибольшую популярность романтику в кирзовых сапогах принесла грибная книга «У медведя во бору» (1992), выпущенная лучшим региональным издательством — Пермским, тиражом 120 тысяч экземпляров», - читаем во вступительной статье к сборнику «За окнами Дымково».
Сразу обратила на себя внимание книга с символичным названием «Записки вятского робинзона» (Киров, 1997). На титульном листе издания в качестве подзаголовка поэт даёт перечень своих «профессий», заключённых в слове «робинзон»:
«сам хозяин, сам батрак,
птицевод, грибник, рыбак,
банщик, плотник, огородник
и за травами охотник,
прославляющий людей,
кошек, коз и лошадей».
Так получилось, что Маракулин не писал специально для детей, но дети охотно читали и читают его книги, не случайно его рассказы с успехом публиковались в детском журнале «Муравейник». В библиотеках города Кирова и области всегда интересно проходили встречи с писателем Павлом Маракулиным. И здесь будет уместно вспомнить сборник «Дом на реке детства : лирическая проза и книга стихов» (Киров, 2001). Во вступительной статье к книге читаем:
«Предлагаемая благотворительная книга создана по заявке детских библиотек, её пронизывает мысль любви ко всему живому, она созвучна идеям движения «Гринпис».
А вот что пишет сам писатель:
«Эта книга написана для тех, кто устал от людей. Потому что можно уйти от себе подобных, как в больницу или санаторий, в книгу о лесе и его обитателях». Нет, автор не предлагает обиженным на людей читателям спрятаться в лесу, он предлагает наблюдать, дружить, помогать и изучать: «Человечество за тьму веков хорошо изучило главный объект искусства — себя, то есть человека! Но если все наши поступки предсказуемы, то поступки животных, их ум — остаются загадкой для нас, не менее интересной, чем детектив!»
Бесспорно, книга «Дом на реке детства» подойдёт для семейного чтения. «Они не врут, не курят и не пьют» - говорит о животных писатель, призывая родителей «воспитывать детей при помощи животных.»
Работал Павел Павлович обычно не за письменным столом, а прямо в лесу, сидя на пеньке, потому всегда ходил с записной книжкой в кармане и, как фотограф или художник, с натуры записывал всё, что его могло заинтересовать. Потому всё им написанное так близко к действительности и воспринимается как картина или кадр из фильма. С подкупающей простотой и ясностью рисует он своих героев, будь то зверь, домашнее животное или человек. В рассказе «Лисица» читаем:
«Зверь, как и человек, бывает разным: смелым, робким, бдительным, рассеянным, весёлым, печальным, агрессивным, беззащитным».
Вот эти строчки о беззащитных:
Жалею голодных собак,
когда наступают морозы:
их лапы, как нежные розы,
оттаять не могут никак.
Казалось бы, все его книги о том, как надо дружить с природой, любить её, быть с ней одним целым, однако, в его произведениях вы не найдёте прямой агитации, любить зверей, домашних животных, беречь лес. Каждый его рассказ — удивительная история, забыть которую невозможно. Вот, например, миниатюра «Лось в реке».
«<...> Сначала на противоположном берегу раздался шум, на который мы тотчас обратили внимание, а затем увидели: в реку бросился лось. Он плыл в нашу сторону: каменные, широкие паруса рогов делали его похожим на корабль. Грозная горбоносая голова с раструбами мощно вылепленных ноздрей была вытянута вперёд. Пловец оглушительно фыркал. У берега, где дно круто поднимается, лось заскользил и даже съехал назад. Но справился и выскочил! И тут рыбак, ловивший неподалёку, закричал, указывая на то место, откуда приплыл к нам лось: на песчаной косе, в лучах закатного солнца стояли… три волка. Увидев людей, звери отпрянули и скрылись в луговой траве. Легко было догадаться, что лось выбрал наш берег не случайно, а сознательно. Он с самого начала отвёл нам роль своих спасителей. Рыболов приехал ко мне на остров, мы закурили, обменялись впечатлениями. И только тогда до наших ушей донёсся вой: волки проиграли охоту и теперь жаловались».
В его стихах и рассказах о природе «оживают» птицы, животные и природа, в них целый мир человеческих переживаний и чувств.
Основные жанры, характерные для его творчества, – стихи, короткие рассказы и лирические миниатюры в прозе. Многие из них посвящены вятской природе, любимым хобби писателя – охоте и рыбалке.
Добавим, что Павел Павлович Маракулин неоднократно был победителем журналистских и литературных конкурсов. В 2001 году за книгу «Дом на реке детства» ему была присуждена Всероссийская премия имени Николая Заболоцкого.
Посетители также смогут оценить богатство природы Вятского края через призму литературных произведений Маракулина.