Новинки книг

 

 

Час информации "Великая война - великая победа"

В 2020 г. исполняется 85 лет со дня рождения Альберта Анатольевича Лиханова. А также в честь 75-летия Великой Победы Юрьянская центральная районная библиотека им. С. И. Сычугова предлагает читателям познакомиться с информационным часом «Великая война - великая победа», посвященном 85-летию со дня рождения Альберта Анатольевича Лиханова.

Альберт Анатольевич Лиханов – известный писатель, академик, общественный деятель, детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования.

Родился Альберт Анатольевич 13 сентября 1935 года в городе Кирове. В 1953 году поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского государственного университета имени Горького в Свердловске. В 1958 году вернулся в Киров, работал литературным сотрудником газеты «Кировская правда», редактором газеты «Комсомольское племя», а затем уехал в Новосибирск собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Западной Сибири.

В 1967 году стал ответственным секретарем журнала «Смена», а с 1975 по 1987 год возглавлял журнал «Путеводная звезда». Первые книги прозы А. Лиханова вышли в Кирове в 1959 году. Повести «Чистые камушки», «Обман» и мальчишеский роман «Лабиринт» составили трилогию «Семейные обстоятельства» (1974), потом выходят романы «Русские мальчики» и «Мужская школа», в 2000 году – роман «Никто», в 2002 году – роман «Сломанная кукла».

Творчество А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР, премией имени А. Грина, Большой литературной премией СП России, международными премиями М Горького и Януша Корчака, премиями Н. Островского и Б. Полевого, а также премией Виктора Гюго (Франция). В 1987 году по инициативе писателя был создан Советский детский фонд. А. Лиханов – председатель Российского детского фонда и президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства РДФ.

Главная тема творчества А. Лиханова — становление характера подростка, его взаимоотношение с миром взрослых. Многие повести посвящены теме военного детства. В них писатель передаёт ощущения детей, переживших все тяготы войны.

«О войне пишут для того, чтобы не забывали её новые люди. А ещё для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней, знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете. А потому стоит посмотреть в прошлое, когда не знаешь, как идти в будущее». Это слова самого Лиханова.

Альберт Анатольевич писал в предисловии к одной из своих книг: «Люди не выбирают родителей, люди не выбирают детства... Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны». Ему было хорошо известно о жизни людей в те нелегкие военные годы, которые тенью легли на детство таких же мальчишек, как он. Страшные, долгие, нелегкие четыре года. Это проводы отца на фронт, работа матери в госпитале, общение с бабушкой, Марией Васильевной.

Как и герои его будущих книг, голодал, ходил на занятия в холодную нетопленную школу, помогал взрослым, писал письма на фронт и ждал возвращения отца. Все это и многое другое станет впоследствии богатым писательским основанием для многочисленных произведений.

Трудно назвать книгу Лиханова, в которой он совсем не говорил бы о войне, о военном времени, повлиявшем на судьбы детей и подростков. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Альберт Лиханов говорит: «На войне было трудно всем: солдатам и генералам, мужчинам и женщинам. Но детям было всего трудней».

А.А. Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. В них он передаёт ощущения пережитого в годы Великой Отечественной войны.

Романы Альберта «Мужская школа» и «Русские мальчики» составляют дилогию о военном и послевоенном детстве. В роман «Русские мальчики» входят повести: «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», «Последние холода», «Детская библиотека», «Кикимора», «Магазин ненаглядных пособий», «Кресна», «Лежачих не бьют», «Те, кто до нас», «Джорж из Динки джаза» и «Цирковые циркачи».

Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве – повести «Последние холода». Как и другие произведения дилогии, она адресована не только детям, но и взрослым – родителям, учителям. Рассказ в произведении ведется от имени мальчика Коли, ученика 3-го класса. Повесть написана в форме раздумий мальчика о самом себе, о жизни, о родителях, друзьях, школьных учителях. Эта книга о милосердии, о доброте, о человечности. Она учит быть чутким к чужой беде. По повести в 1993 году был поставлен одноименный фильм.

Военную тему Лиханов затрагивает в повести «Воинский эшелон», в романе «Мой генерал». Книгу «Мой генерал» (1975), жанр которой Лиханов определил как роман для детей, он адресует подросткам и юношеству. Роман этот о любви к людям, своей стране, о душевных переживаниях героя – ученика современной школы, о большой и сложной жизни страны. Роман вошёл в число произведений, за которые автор был удостоен Государственной премии им. Н. К. Крупской, переведён на иностранные языки. По нему поставлен одноимённый фильм.

В повести «Крутые горы» автор поднимает актуальные проблемы становления характера и нравственного воспитания подростков. Показывает, как происходит развитие и обучение детей в сложное военное время, раскрывает истоки рождения любви к Родине.

Маленькому герою повести «Крутые горы» Коле приходится быстро усвоить очень много грустных понятий, которые принесла с собой война. Отец ушёл на войну, и всем его стало не хватать. Особенно маленькому Коле. Провожая отца на войну, он ещё ничего не понимал, радовался, приветливо махал вслед. Совсем по – другому проходило прощание с отцом второй раз, после непродолжительной встречи: «Я бросился к отцу…обнимал, жадно вдыхал отцовские запахи, стараясь запомнить их, и едва сдерживался, чтобы не зареветь». Коле не хватало отцовской поддержки, защиты и помощи. А что такое война мальчик узнавал постепенно. Коля понял цену любви к матери, к бабушке, к отцу, который мог не вернуться с войны, к солдатам, которые защищали Родину, чтобы такие как он детишки могли жить и учиться.

В конце повести мы видим главного героя, провожающего молчаливый эшелон с людьми, готовыми воевать.

«…Поезд уходил на войну. Война продолжалась… И много было впереди всего. У меня – крутых гор. У отца – трудных дней…».

Владимир Набоков говорил: «Настоящее достоинство писателя… способность возбуждать в других душевный трепет». Таким писателем для детей и взрослых является Альберт Анатольевич Лиханов.

«Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны…и может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не давайте им забыть! (А. Лиханов)

 

 

Кол-во просмотров: 357